Как контролировать деятельность генерального директора?

Как контролировать деятельность генерального директора?


Определения понятий филиала и представительства даны в статье  55 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее – ГК РФ), статье  5 Федерального закона от 26 декабря 1995 г. N 208-ФЗ “Об акционерных обществах”, статье  5 Федерального закона от 8 февраля 1998 г. N 14-ФЗ “Об обществах с ограниченной ответственностью”, статье  5 Федерального закона от 14 ноября 2002 г. N 161-ФЗ “О государственных и муниципальных унитарных предприятиях” и статье  5 Федерального закона от 12 января 1996 г. N 7-ФЗ “О некоммерческих организациях”.

Согласно ГК РФ и перечисленным федеральным законам филиалом является обособленное подразделение юридического лица, расположенное вне места нахождения этого юридического лица и осуществляющее все его функции или их часть, в том числе функции представительства. Представительство – это обособленное подразделение юридического лица, расположенное вне места его нахождения, представляющее интересы юридического лица и осуществляющее их защиту.

Однако гражданское законодательство не раскрывает понятие обособленного подразделения. Его дефиниция закреплена в статье  11 Налогового кодекса Российской Федерации (далее – НК РФ), согласно которой обособленное подразделение организации – любое территориально обособленное от нее подразделение, по месту нахождения которого оборудованы стационарные рабочие места. Признание обособленного подразделения организации таковым производится независимо от того, отражено или не отражено его создание в учредительных или иных организационно-распорядительных документах организации (в отличие от филиалов и представительств, для которых такое указание в силу статья  55 ГК РФ является обязательным), и от полномочий, которыми наделяется указанное подразделение.

При этом рабочее место считается стационарным, если оно создается на срок более одного месяца.

Таким образом НК РФ определяет понятие обособленного подразделения вне связи с понятием филиала и представительства и  не сводит обособленные структурные подразделения юридического лица только к филиалам и представительствам.

Хотя в статье  11 НК РФ речь идет о стационарных рабочих местах (т.е. их количество, исходя из грамматических характеристик, должно быть больше одного), в письме МНС России от 29 апреля 2004 г. N 09-3-02/1912 “О признании одного рабочего места обособленным подразделением” разъясняется, что в определении обособленного подразделения, приведенном в статье  11 НК РФ, одним из критериев такого подразделения действительно значится оборудование стационарных рабочих мест. Но следует учитывать, что это поглощает понятие одного оборудованного стационарного рабочего места.

Исходя из норм налогового законодательства и  мнения налоговых служб следует, что создание одного рабочего места является достаточным доказательством появления у организации обособленного подразделения.

Аналогичная позиция отражена и в  материалах  судебной практики (см. постановление ФАС Московского округа от 23 января 2003 г. N КА-А41/9052-02).

В постановлениях ФАС Северо-Западного округа от 7 октября 2002 г. N А26-3503/02-02-07/160 и ФАС Московского округа от 30 июля 2004 г. N КА-А41/6389-04 указывается, что под оборудованием стационарного рабочего места подразумевается создание условий для исполнения трудовых обязанностей, а также само исполнение таких обязанностей.

Согласно статья  1 Федерального закона от 17 июля 1999 г. N 181-ФЗ “Об основах охраны труда в Российской Федерации” и статье  209 Трудового кодекса  Российской Федерации рабочее место – это место, где работник должен находиться или в которое ему необходимо прибыть в связи с его работой и которое прямо или косвенно находится под контролем работодателя.

Если организации принадлежит недвижимое имущество, однако стационарные рабочие места там не созданы (например, в случае сдачи его в аренду), обособленное подразделение не возникает.

В соответствии с изложенным можно сделать вывод о том, что понятие обособленное подразделение в налоговом законодательстве шире, чем понятие филиал (представительство) в гражданском законодательстве. Филиалы и представительства – всегда обособленные подразделения, но не каждое обособленное подразделение может быть квалифицировано как филиал или представительство.

При этом в ГК РФ в качестве признака филиалов и представительств не выделяется наличие стационарных рабочих мест, а в НК РФ не упоминается признак осуществления функций юридического лица для обособленных подразделений.

Таким образом, в силу общедозволительного метода регулирования предпринимательских отношений, отсутствия в гражданском законодательстве прямого запрета на создание обособленных подразделений иных чем  филиал и представительство, либо императивной нормы, содержащей закрытый перечень видов обособленных подразделений, руководствуясь принципом «разрешено все, что не запрещено» юридическое лицо вправе создавать обособленное подразделение, которое является стационарным рабочим местом не обладающими всеми признаками филиалов и представительств.  Такие обособленные подразделения подпадают под понятие обособленного подразделения, закрепленное в статье 11 НК РФ, в случае оборудования стационарных рабочих мест на срок более одного месяца

Создание (возникновение) обособленного подразделения юридического лица.

При создании обособленных подразделений в учредительные документы изменения  не вносятся. Надо лишь поставить организацию на учет в случае создания обособленного подразделения не по месту ее нахождения или уведомить налоговый орган о таком создании, если территория административно-территориального образования, подведомственная такому органу, одна и та же. При этом перечень документов, сроки и ответственность субъектов аналогичны установленным для филиалов и представительств.

Вместе с тем дата создания обособленного подразделения отличается от даты создания филиала (представительства). Так, согласно постановлению ФАС Северо-Западного округа от 25 января 2006 г. N Ф04-9980/2005(19089-А67-35) налоговое законодательство связывает создание обособленного подразделения с моментом оборудования стационарного рабочего места и началом деятельности по месту нахождения подразделения, а не с изданием приказа о его создании и отражением изменений в учредительных документах или уставе либо постановкой на налоговый учет. Данная позиция подтверждается постановлениями ФАС Северо-Кавказского округа от 21 сентября 2006 г. N Ф08-4234/2006-1814А и от 29 ноября 2006 г. N Ф08-6161/2006-2552А.

Руководитель, равно как и сотрудники обособленного подразделения во внутриорганизационных отношениях, действует на основании локальных нормативных актов головной организации. В случае выдачи руководителю доверенности на совершение соответствующих действий он может выполнять функции представителя такой организации и во внешних отношениях. Общие требования к порядку оформления и выдачи доверенности в этом случае такие же, как и для руководителя филиала (представительства).

Ликвидация обособленного подразделения юридического лица

В соответствии с пунктом  2 статьи  23 НК РФ организация в течение месяца со дня ликвидации обособленного подразделения должна информировать налоговую инспекцию по месту своего нахождения о такой ликвидации. Сообщение о ликвидации (закрытии обособленного подразделения) должно быть сделано по форме N С-09-3, утвержденной приказом ФНС России от 17 января 2008 г. N ММ-3-09/11@. К сообщению необходимо приложить копии документов о ликвидации (закрытии) обособленного подразделения. За нарушение данного срока на юридическое лицо может быть наложен штраф в размере 50 руб. за каждый непредставленный документ (п. 1 ст. 126 НК РФ).

Датой  прекращения деятельности обособленного подразделения считается дата фактического прекращения хозяйственной или иной деятельности по месту его нахождения.

Оставить комментарий